Для нашего современного мира более всего подходит поговорка «Встречают по одежке...». Согласно этой фразе, Вы должны ясно понимать, что отношение к Вашему продукту или услуге формируется, в первую очередь, по названию Вашей организации.
Немного терминологии:
«Нейминг» (от англ. «to name» - называть) – процесс, комплекс мероприятий по разработке названия компании, его продукта, услуги, акции или брендовой линейки, которые в последствии станут брендом. В маркетинге есть целая дисциплина с таким названием – «Naming».
«Неймер» - специалист области нейминга, в обязанности которого входит создание названий будущих брендов. Неймер более ограничен в средствах донесения информации, чем копирайтер. Задача неймера - выразить мысль с помощью одного или нескольких слов.
«Копирайтер» - занимается составлением различных рекламных слоганов, статей, текстов для сайтов. Он выражает свою мысль в нескольких абзацах, предложениях, словах. Как правило, неймеры в подчинении у копирайтера.
Каждый бизнесмен хотя бы раз в жизни придумывал имя своей услуге, товару или компании. Когда у фирмы нет правильного и работающего на его имидж имени, это действительно большое упущение. Стоит лишь вспомнить, какая острая конкурентная борьба развёртывается на мировом рынке.
Знаете фразу «от шика до пшика одна буква?». Наверно, подумали сейчас, что это за «абракадабра»? На самом деле, это важное правило нейминга. Нужно быть предельно внимательным к каждой мелочи!
Веселым примером может стать марка презервативов «Vizit». Мало кто знает, что эта европейское слово было адаптировано к «русскому уху», так как первоначальное написание было «Visit». Представляете, какой бы был спрос на контрацепцию такой марки, если бы оставили первоначальный вариант? Без комментариев…
Есть примеры названий, что на грани фола уже при первом прочтении. К примеру, «Минтяжпромвторроторинженеравтоматики». Сложнопроизносимое слово, но реально существовавшее на заре рекламной эры. А теперь признайтесь, что подобное изречение Вы и со второго раза не произнесли, ведь так? Хотя, тот, кто в свое время учил немецкий и слышал что-то вроде «Wirtschaftsbeziehungen», ужаснется, но не настолько, насколько это сделают остальные.
Очевидно, что если вы продвигаете собственное имя, то его всестороннему изучению необходимо уделить максимум внимания. Разные понятия имеют для человека разную значимость. Ясно, что слова «отец» и «мать», «хлеб» и «вода» для человека важнее, чем, например, «знакомый» и «гостиница», «простуда» и «напиток». Это связано с тем, что перечень первой группы архетипичен, коренится в глубине человеческой психики. Он был важен для него и сто, и тысячи лет назад. Употребление значимых понятий и связанных с ними образов – один из приемов нейминга. Другими словами, нейминг, - это еще и подбор таких вариантов, которые ясны большинству людей.
Нейминг – это та волшебная «абракадабра», которая превратит имя Вашей компании или товара в бренд. Обращаясь за помощью к нейминговым агентствам, Вы получаете:
- разработку названия, которое легко запомнить Вашим клиентам;
-имя, которое отразит сферу Вашей деятельности или позицию на рынке;
- охраноспособное название;
- яркую самостоятельную торговую марку
Этапы работы нейминга:
1. Разработка концепции.
Анализируются потребности Вашей целевой аудитории. Определяется общая идея названия. Производится поиск существующих брендов ближайших конкурентов. На основе работы, проведенной на этом этапе, составляется концепция, определяющая дальнейшее направление нейминга.
2. Создание первой группы вариантов.
Разрабатывается несколько названий, после чего на них проходит проверка реакции фокус-группы. Для этого подбираются несколько представителей целевой аудитории. Избранная выборка оценивает эмоции, запоминаемость и уникальность, которые вызывают предлагаемые названия.
3. Создание второй группы вариантов.
Согласно оценке, полученной после мозгового штурма, составляется вторая группа вариантов. Большая ее часть будет состоять из перечня первой группы. Работа с ними ведётся до тех пор, пока в итоге не будет выбран оптимальный вариант.
Источниками нейминга могут быть:
Неологизмы
(придуманные слова, отсутствовавшие ранее в языке)
«Sony», «Begucci», «Ronum»
Описательные названия
(легко вызывают представление о продукте или деятельности)
«Банк Москвы», «Детский мир»
Образные названия
«Schweppes», «Infiniti»
По источнику происхождения
«А.Коркунов», «Ford»
Аббревиатуры
«HP», «BMW», «IBM», «Главпродукт»
Метафорические
«Canon», «Победа», «Jaguar»
Абстрактные названия
«Kodak», «Вимм-билль-данн», «Xerox»
Зонтичные бренды
– одно название, которое может принадлежать к нескольким направлениям рынка. Например, «Gloria Jean`s» - это не только магазин одежды, но и кафе.
«Greenfield», «Gloria Jean`s»
Акронимы
(аббревиатура, образованная из начальных букв, частей слов)
«ABBA», «Комсомол», «Laser»
Топонимы
(слова, обозначающие местность)
Порой появляются проблемы с регистрацией топонимов. Сложно присвоить имя «московский», так как это потребует разрешения Правительства Москвы. Употребление топонимов будет приемлемо при производстве продуктов питания для middle-аудитории.
«Тураково», «Nemiroff» (да, это название украинского города, а не фамилия).
Нейминг считается удачным, если получилось изобрести успешное название для фирмы, которое дало возможность снизить расходы на раскрутке. Неудачное же название потребует бОльших вложений в дальнейшем.
Как и везде, в нейминге есть свои подводные камни. Это, прежде всего, фоника. Фоника - (от греч. «phone» – звук) наука, изучающая благозвучность речи.
Слова — это особый мир. Любое название для каждого человека несет что-то свое. Нужно помнить, что одно и то же слово может вызывать положительные эмоции для одного человека и отрицательные – для другого.
Позволю себе лирическое отступление. Давно известна фраза «Как назовешь лодку, так она и поплывет». По большому счету, неймингом мы пользуемся не только в деловой сфере, но и в личной жизни тоже. К примеру, когда мы придумываем имя малышу, не нейминг ли это? Нет, а правда? Ведь родители при его выборе зачастую уделяют большое внимание, как звучанию слова, так и его семантике. Более того, важно не только все имя целиком, но и каждая буква по-отдельности. Запомните, фирменное название сразу цепляет глаз!
Окрестить фирму, придумать имя салону красоты, дать название проекту или группе – одинаково сложно и ответственно. Русская душа по своей природе любопытна, ей всегда были интересны заморские диковины. Нас можно назвать ксенофилами. Притягивает то, что красиво и загадочно звучит. Нужно иметь дар, знания лингвистики и психологии, чтобы сделать имя эксклюзивным, запоминающимся, но при этом простым. Придумать такие названия, как «Мир обуви» или салон красоты «Елена», способен каждый, но это не то, что станет брендом. Они легко затеряются среди схожих имен. Важно помнить, когда Вы отдаете работу в руки неймингового агентства, то обращаетесь к профессионалам своего дела.
Нейминг учит анализировать, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, смотреть на название с разных точек зрения, уметь слышать и слушать самых разных людей.
Могу я сказать напоследок и громко, и в тиши:
Нейминг – настоящее искусство понимания человеческой души!
Автор: Мария Товкацевич